Одометр что это такое, почему не работает одометр

Что такое одометр в автомобиле

Практически все знают, что такое спидометр – это устройство, для измерения скорости, но вот не все знают про одометр, что это такое и для чего он вообще нужен. Конечно, они устанавливаются вместе, однако имеют довольно большую разницу. Сегодня мы объясним что такое одометр, для чего нужен и что он показывает.

Как работает одометр

Если не употреблять сложные термины, то несложно догадаться, что этой устройство измеряет количество оборотов колеса. Благодаря нему, можно узнать, сколько километров проехал автомобиль за сутки или же весь период эксплуатации. Все сведения, которые обрабатывает прибор, доходят до водителя в цифровом формате, а отображаются километражем.

Как работает одометр

Принцип работы такого устройства предельно прост. Если знать, какое число оборотов колеса равно одному километру, то не сложно посчитать весь путь. Любой одометр может работать в двух режимах. Первый замеряет весь путь, пройденный автомобилем за всю жизнь, а второй имеет возможность сбрасывать показания, чтобы померить расстояние из одной точки к другой.

Виды одометров

Счетчик пути появился уже достаточно давно. Первый вариант механического одометра был изобретен конструктором Героном Александрийским. Конечно, автомобильная промышленность быстро воспользовалась новым изобретением и стала применять его почти на всех машинах. Принцип действия устройства также был механическим, а отображение выводилось при помощи нескольких барабанов с цифрами, установленных на спидометре. Показания счетчика меняются через каждый километр или милю, таким образом, не сложно попытаться измерить даже несколько сотен метров пути.

Конечно, механический одометр имеет реальное преимущество – это очевидная простота конструкции, а значит – надежность, которая является в автомобилях одним из ведущих показателей. Тем не менее, есть недостаток, который заключается в том, что прибор автоматически обнуляется, после того, как пробег станет максимальным (99 999).

старые одометры авто

Еще один недостаток заключается в диаметре колес. Хорошо, если водитель использует диски и шины той размерности, которая заранее предписана заводом-изготовителем. Однако при применении колес другого диаметра, появляется довольно значительная погрешность в измерениях.

Например, если радиус стал больше, то обороты тоже становятся длиннее, а соответственно, километр пути будет выше истинного значения.

Примерно в середине прошлого века, автомобильные конструкторы начали осваивать схему электромеханического одометра, который получал информацию от механического датчика, а километраж отображался на цифровом дисплее с жидкокристаллической основой.

Позже, после полного освоения датчика Холла, счетчик стал полностью электронным. Кроме того, перед выводом на экран, сведения об оборотах колеса обрабатывались на бортовом компьютере и сохранялись. Применение электронного одометра стало настоящим прорывом, ведь теперь помимо километража, можно быстро вычислить расход топлива, используя простые формулы, применяемые на бортовом компьютере.

В чем отличия от спидометра

Как вы уже догадались, многие люди путают эти два прибора, хотя разница между ними довольно большая. Проблема заключается в том, что одометр используется в паре со спидометром, из-за чего и возникают такие заблуждения.

спидометр и одометр разница

На самом деле, спидометр предназначен только дли измерения скорости транспортного средства. А одометр дает возможность узнать о пройденном пути. Совмещение этих устройств необходимо только для облегчения мониторинга информации. Однако большинство современных автомобилей уже разделяет два разных дисплея на два отдельных прибора.

Польза устройства

Вы уже поняли, что информация о пробеге необходима для вычисления расхода топлива, а также для того, чтобы просто узнать расстояние от одной точки к другой. Однако одометр помогает и покупателям машины. Ведь пробег машины говорит о многом, а чем он больше – тем чаще и дольше эксплуатируется автомобиль. Эта информация помогает делать определенные выводы в пользу покупки или отказа.

Конечно, недобросовестные продавцы, с целью получения большей выгоды, стараются всеми силами поменять эти показания. Если с механическим одометром это было проще – его крутили вручную, то электронный хранит всю информацию в цифровом формате, а поменять показания можно, только если внести серьезные изменения в программное обеспечение. Вот только эти изменения легко заметны опытным программистам.

Как скручивают пробег на механическом одометре

Для тех, кому интересно, как это делается, мы откроем завесу тайны. На самом деле, ничего сверхъестественного тут нет. Для начала панель приборов разбирается, а оттуда достается механизм измерительного прибора.

Чтобы изменить показания барабанов, их нужно вращать. Делать это вручную придется очень долго, поэтому опытные автолюбители просто подключают прибор к дрели механически и вращают до получения нужных показателей. Более продвинутые просто разбирают барабаны и смещают их нужным образом, однако после таких манипуляций, они встают неровно и сразу выдают сведения о том, что пробег был скручен.