Лямбда-зонд что это такое, как проверить неисправности датчика

Лямбда-зонд что это за датчик и как проверить его работоспособность

Инжекторный двигатель начинен большим количеством электронных устройств, которые, так или иначе, влияют на его производительность, экономичность и экологичность. За последние два параметра отвечает датчик, который находится на элементах выхлопной системы. Он носит странное название, но играет очень большую роль. Сегодня мы разберем лямбда-зонд, что это такое и где используется.

Что представляет собой лямбда-зонд и как он работает

 Что представляет собой лямбда-зонд

Это устройство устанавливается на выхлопе и находится в контакте с отработанными газами. Свободный конец датчика имеет выход наружу и соединяется с электронным блоком управления.

Существует два варианта исполнения лямбда-зонд – это пороговые и резистивные. Наиболее распространенным считается первый вариант, однако на старых автомобилях, изначально устанавливались именно те, что меняли свое сопротивление.

Пороговый датчик представляет собой мини-батарею, или гальванический элемент, который вырабатывает определенное напряжение. Сам электрод изготовлен из керамики, который имеет напыление электродами из платины. Всем известно, что для правильной и эффективной работы двигателя, необходимо, чтобы смесь имела стехиометрическое соотношение, когда на 15 килограмм воздуха приходится 1 килограмм бензина. Если говорить о теории — это идеальная смесь, которая никогда не получается на практике.

Если количество топлива превышает норму, то такая смесь называется богатой, если наоборот, то бедной. На разных режимах работы, смесь становится различной, поэтому, если смесь слишком богатая, то частицы бензина не способны полностью сгореть внутри цилиндра.

Отсюда следует вывод, что эти частицы будут направлены к выхлопной системе, где будут догорать или выходить к глушителю. Гальванический элемент улавливает эти пары, а также задает нужную пропорцию смеси. Принцип работы здесь предельно прост. Предположим, что смесь богатая, а избыток бензина попадает в выхлопную систему. Его частицы оседают на электроде датчика и наводят ЭДС в цепи в результате химической реакции. На контактах появляется напряжение, которое поступает на ЭБУ. В зависимости от его величины задается нужное соотношение топлива в смеси.

Для улучшения работы лямбда-зонд, используется два датчика, которые находятся по разные стороны катализатора. Таким образом, электронный блок управления получает информацию о разнице содержания топлива в той или иной части выхлопной системы. Поэтому такое измерение получается наиболее точным и информативным. Однако при выходе из строя одного из датчиков, контроллер не получает нужную ему информацию и чтобы двигатель продолжал свою работу, он переходит в аварийный режим. В данном случае, смесь подается в строго заданной пропорции, а холостые обороты возрастают. Такой режим не является экономичным, но позволяет добраться до ближайшего места ремонта.

Нормальная работа лямбда-зонд может быть обеспечена только при температуре 400 градусов Цельсия. Это связано с тем, что его электроды могут работать только в тепле, поэтому датчик начинают свою работу после полного прогрева двигателя.

лямбда зонд

Многие ошибочно называют этот датчик кислородным, а это суждение является абсолютно не верным. Нужно знать, что лямбда-зонд предназначен для улавливания паров бензина, а на кислород он не реагирует никоим образом. Однако тут есть обратная, потому что есть датчики, которые реагируют именно на содержание воздуха. Они работают по известной системе LSU и имеют специальные диффузоры для воздуха.

Посмотрите видео о принципах работы лямбда-зонда

Причины отказа датчика

Изначально производители не задумались о том, как датчик будет взаимодействовать с тетраэтилсвинцом, который содержится в топливе. Проблема заключается в том, что этот элемент разъедает электроды и лямбда-зонд перестает работать в нормальном режиме.

В настоящий момент эта проблема решается изменением состава топлива, поэтому в ближайшем будущем такое устройство сможет иметь более длительный срок службы.

Как проверить лямбда-зонд

Если у вас появились первые признаки плохой работы датчика (загорелся check и поднялись обороты), то необходимо начать визуальную проверку. Во время этого процесса необходимо обратить внимание на три фактора:

  1. Сажа. Она появляется при частом переключении контроллера на богатую смесь, когда датчик просто не успевает среагировать или текут форсунки. Сажа замедляет процесс образования ЭДС и лямбда-зонд не может выдать необходимую информацию.
  2. Блеск на электродах датчика. Сначала это может казаться нормальным явлением, но мы спешим вас огорчить – вы заправляетесь топливом с большим количеством свинца. Рекомендуется сменить заправку и приобрести новый прибор.
  3. Нагар белого или черного цвета. Это свидетельство злоупотребления присадками в топливо. Тоже очень сильно влияют на работу устройства, поэтому есть смысл поменять датчик и больше не использовать данные вещества.

Помимо этого, нужно внимательно осмотреть его разъем и штекер. Контакты должны быть чистые и обязаны хорошо соприкасаться друг с другом. При необходимости зачистите их и обеспечьте хороший контакт.

Для проверки датчика прибором, необходимо переключить его на режим измерения постоянного тока и прогреть двигатель. Не глушите мотор, а сами спуститесь под машину и приложите щупы к контактам устройства. В нормальном режиме датчик должен выдавать более 0,8 Вольт напряжения. Если он неисправен, то этот показатель будет значительно ниже. Однако перед этим нужно убедиться в том, что смесь находится в пределах нормы. Для этого просто выкрутите свечи, они должны быть чистыми.

Посмотрите видео: как проверить лямбда-зонд