АКПП – что это такое в устройстве трансмиссии автомобиля

АКПП – что это такое в авто

Пожалуй, любой, кто когда-либо ездил на автомобиле, знает, что для полноценной езды на машине, необходима система переключение передач. Такой способ управления позволяет добиться максимальной мощности двигателя на любом режиме работы. Однако постоянное переключение сильно отвлекает внимание, и становится неудобным. Поэтому, человек изобрел устройство, которое самостоятельно изменяет передаточные числа. Итак, АКПП – что это такое и как она работает.

Как появился автомат

Мало кто знает, но предпосылки к появлению автоматической коробки появились еще в самом начале прошлого века, с появлением первых автомобилей на конвейере. Так сложилось, что три основных элемента автомата были уже давно придуманы, но использовались, к сожалению, в самых разных механизмах.

акппТак, например, планетарные передачи уже вовсю устанавливались на легендарные американские автомобили Ford T. Спустя некоторое время, для осуществления работы КПП появились сервоприводы, а затем, компании GM и Reo разработали первую полуавтоматическую коробку передач и устанавливали ее на свои автомобили.

Самым первым автомобилем, на который стали полноценно ставить АКПП с гидравлической муфтой и трансформатором, был Chrysler. Именно здесь были совмещены все три механизма, которые облегчают управление передаточными числами.

Как работает АКПП

Практически все варианты автоматических коробок передач работают на основе нескольких элементов. В состав основных частей любой АКПП входит:

  1. Гидравлический трансформатор. Представляет собой устройство, наполненное специальной жидкостью, внутри которой находятся два вращающихся узла, один из которых приводит в движение другой через жидкую среду. Трансформатор играет роль сцепления и обеспечивает плавное начало движения и включение передач. В отличии от фрикционных механизмов, гидравлический допускает проскальзывание, чтобы смягчить работу АКПП.
  2. Механизм переключения. Главным образом, он состоит из комплекта планетарных передач, которые осуществляют передачу вращающего момент на колеса автомобиля.
  3. Привод управления. Здесь присутствует большое количество золотников, которые регулируют давление внутри системы и осуществляют само переключение.

 

Как работает АКПППринцип действия любой АКПП основан на перемещении масла внутри картера. По всему механизму расставлены золотники, которые открываются и закрываются, и подключают в работу следующую передаточную пару. Простейший автомат имеет управление золотниками, основанное на давление в системе, которое создается при нажатии на педаль акселератора, а также зависит от количества оборотов двигателя.

Другой принцип работы основан на применении соленоидов, который подключаются к золотникам. Соленоиды получают напряжение от электронного блока управления двигателем, который содержит всю необходимую информацию, как о положении педали газа, так и об оборотах. Сейчас золотники подобного типа устанавливаются на все современные АКПП.

В процессе работы, внутри АКПП перемещается масло, которое приводится в движение масляным насосом. Данная жидкость выполняет сразу две важные функции. Первая – это охлаждение механизма и вторая – это смазка всех частей и деталей.

Как осуществляется управление

Для управления такой КПП, полностью исключили педаль сцепления и большое число ступеней, как в механике. На этот раз в полу у водителя присутствует только педаль газа и тормоза, а вместо рычага КПП, специальный селектор, который имеет несколько положений.

D – является самым основным режимом работы. Именно на нем, большую часть времени проводят владельцы подобных автомобилей. Во время «драйва» осуществляется переключение вверх или вниз.

R – так же, как и в механике, эта передача называется задней. Здесь нет принципиальных отличий от классической системы управления, поэтому заострять свое внимание на ней мы не будем.

P – особый режим работы, который заменяет ручной тормоз. При положении «паркинг», коробка блокируется и исключает перемещение колес. Таким образом, автомобиль не скатится, даже если стоит под уклоном.

N – нейтральная передача, которую необходимо включить во время остановок с работающим двигателем. Пожалуй, без холостого хода не обходится ни одна коробка передач.

L – пониженная передача. Является альтернативой первой скорости механической КП. Ее предназначение заключается в преодолении сложных участков дорог, где возможна пробуксовка колес. Ведь с увеличением оборотов, обычный режим переключает передачу, чего делать ни в коем случае нельзя.

 

как пользоваться акппПоследнее – это кнопка, установленная на селекторе. Многие водители ошибочно утверждают, что это пятая передача или повышенная. На самом деле это не передача, а всего лишь обычная блокировка трансформатора, которая предназначена для движения на больших скоростях и экономии топлива. Чтобы вернуть КПП в прежний режим, необходимо еще раз на нее нажать или просто резко вдавить в пол педаль акселератора.

Многие автоматы имеют дополнительные режимы в виде второй или даже третий скорости, а также переключение на зимний или летний период работы.

Любые переключения между режимами можно осуществлять только после полной остановки автомобиля и с выжатой педалью тормоза. В противном случае, можно просто вывести АКПП из строя.

Преимущества и недостатки АКПП

Как работает АКПП

Как и у любого другого механизма переключения АКПП имеет свои плюсы и даже минусы. Постараемся рассмотреть их как можно подробнее.

Преимущества:

  1. Удобство и безопасность управления. Естественно, теперь не нужно переводить свой взгляд на рычаг переключения, а также убирать руку с руля. Ведь теперь все эти действия коробка выполняет самостоятельно. А это очень удобно, особенно при движении в городском цикле.
  2. В автоматической коробке передач практически отсутствуют знаменитые рывки, появляющиеся при переключении. Это достигает применением гидротрансформатора, который работает за счет создания давления в жидкости.
  3. При должной эксплуатации, такая коробка передач может продержаться весь срок службы автомобиля. Конечно, этим могут похвастаться только современные АКПП.

Недостатки:

  1. Очень сложная конструкция, которая значительно увеличивает стоимость автомобиля. Кроме того, не все центры имеют опыт обслуживания подобных трансмиссий.
  2. Слишком низкий КПД. Дело в том, что полностью реализовать мощность двигателя можно только при заблокированном автотрансформаторе. Во всех остальных случаях он допускает проскальзывание, которого, к сожалению, очень много.
  3. Невозможность буксировки автомобиля. Дело в том, что в процессе вращения на нейтральной передаче, коробка очень быстро греется. А это сказывается на сроке службе деталей и свойствах масла, которое находится под давлением только во время работы двигателя. Очень туго, при этом, приходится владельцам полноприводных автомобилей.

Видео по теме